Офис в Алматы +7 727 258 48 90

Офис в Баку +994 12 497 89 48

Презентации и публикации

По вопросу ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам

Введение

26 декабря 2014 года, Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам. (далее - «Конвенция»).

Конвенция является самостоятельным многосторонним соглашением, призванным содействовать международному сотрудничеству и улучшению соблюдения международного налогового законодательства. Более того, она обеспечивает все возможные формы административного сотрудничества между сторонами в области налогообложения, в частности, борьба с уклонением от уплаты налогов.

Конвенция была разработана Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) совместно с Советом Европы в 1988 году. В 2010 году были внесены изменения протоколом, что позволило ее сделать доступной для всех стран. Измененная Конвенция подписана более чем 70 странами мира и из них ратифицирована 43 странами.

Формы административной помощи согласно Конвенции

Конвенция обеспечивает основу для нескольких форм взаимной административной помощи в налоговых вопросах, включая:
• Обмен информацией по требованию, автоматически и добровольно (в особых случаях);
• Налоговые проверки по инициативе
• Налоговые проверки за границей
• Возврат налогов, включая временные меры

Преимущество предлагаемой Конвенции, по сравнению с существующими двусторонними соглашениями об избежание двойного налогообложения является то, что она охватывает гораздо более широкий спектр налогов, чем двусторонние соглашения (например, охватывается НДС/Налог с товаров и услуг, и взносы социального страхования).
В Республике Казахстан Конвенция применяется к следующим налогам:
• Налоги на доходы и прибыль
• Налоги на прирост капитала, установленные отдельно от налога на доход и прибыль
• Налоги на чистые активы, установленные Стороной.

В дополнении, Конвенция обеспечивает единую правовую основу для многостороннего сотрудничества стран, в вопросах налогообложения и устанавливает орган, который, по просьбе одной из Сторон, предоставляет информацию по вопросам толкования и применения положений Конвенции. Кроме того, она определяет единообразные процедуры для различных форм взаимопомощи, таких как анализ документов, совместные налоговые проверки, и участие в налоговых проверках на территории сторон Конвенции.

Ранее, Сторона не могла получить информацию от другой стороны в соответствии с Конвенцией, если не предусмотрено двустороннее налоговое соглашение для обмена информацией, и где двустороннее налоговое соглашение предусматривает обмен информацией, эта информация может быть обменена на основании письменного запроса. В соответствии с Конвенцией, любая информация может быть запрошена не только письменным запросом, но и другими средствами.

Автоматический обмен информацией

Статья 6 Конвенции создает правовую основу для автоматического обмена информацией, однако, в целях реализации автоматического обмена информации, требуется специальное рабочее соглашение или меморандум о договоренности, который должен быть заключен между компетентными органами сторон, желающих предоставлять друг другу информацию автоматически. В соглашении должны излагаться виды информации, которые могут быть обменены автоматически, также подробную информацию о процедурах отправки и получения информации, и соответствующий формат для их использования.

ОЭСР разработал типовой меморандум по автоматическому обмену информацией, который может использоваться в качестве основы для рабочего соглашения между компетентными органами.

29 октября 2014 года, 61 государство подписала многостороннее Соглашение о применении стандарта по автоматическому обмену информацией на основе Статьи 6 Конвенции. Казахстан не вошел в число государств и юрисдикций, подписавших данное Соглашение. Стандарт предусматривает ежегодный межправительственный автоматический обмен финансовой учетной информацией, полученной от финансовых учреждений. Такая информация охватывает, в частности: балансы, информацию о процентах по заемным средствам, дивидендах, выручке от реализации финансовых активов, информацию об открытых счетах физических, юридических лиц, а также трастах и частных фондах. Более 90 стран обязались реализовать данный Стандарт, начиная с 2017/2018, при условии завершения необходимых законодательных процедур.

Насколько нам известно, на сегодняшний день, Комитет государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан не подписывал Соглашения или Меморандумы с другими государствами, в соответствии с Конвенцией.

Конфиденциальность

В то время как осуществление Конвенции положит конец банковской тайне, она содержит положения, касающиеся конфиденциальности налоговой информации. Таким образом, Стороны обязаны хранить информацию, обмениваться ею как секретными и конфиденциальными данными, таким же способом как и с информацией, полученной в соответствии с внутренним законодательством. Обмен информацией может быть приостановлен, если отсутствуют соответствующие гарантии.

Данные клиента могут быть использованы исключительно для согласованных целей, т.е. для сбора налогов и административных разбирательств. Конвенция также допускает раскрытие налоговой информации для надзорных органов. Кроме того, Конвенция допускает, что информация будет использоваться и для других целей, таких как уголовное судопроизводство, где (1) такая информация может использоваться для других целей по законам Стороны предоставляющей информацию или (2) уполномоченный орган предоставляющий информацию, разрешает такое использование.

Важно отметить, что банковское законодательство Казахстана обеспечивает банковскую тайну, защищающую информацию о банковских счетах. Есть вероятность того, что будут внесены поправки в банковское законодательство для обеспечения соблюдения обязательств по Конвенции. Или же могут быть применены положения казахстанского законодательства, где в случае любого несоответствия между международным договором и законом Казахстана, международный договор будет иметь приоритетное место.

Оговорки к Конвенции

Республика Казахстан в соответствии с подпунктом оставляет за собой право не оказывать помощи по исполнению любого налогового требования или взысканию административного штрафа для всех видов налогов.

Республика Казахстан оставляет за собой право не оказывать помощи в отношении любого налогового требования, которое существует на дату вступления в силу Конвенции в отношении Республики Казахстан или на дату снятия Республикой Казахстан оговорки, сделанной в соответствии с Конвенции.

Заключение

Поскольку Казахстан не подписывал многостороннее соглашение об автоматическом обмене информации, на основании статьи 6 Конвенции, ни каких-либо двусторонних соглашений предусматривающих автоматический обмен информацией, не известным остается тот факт, когда Казахстан начнет автоматический обмен информацией с другими странами.

Договор о Евразийском экономическом союзе, где Казахстан является членом вместе с Россией, Беларусью, Арменией и Киргизстаном, также предусматривает сотрудничество в сфере обмена информацией, но на основе отдельного протокола, заключенного между налоговыми органами стран-членов. Однако в данном случае регулируется обмен информацией касающейся исключительно уплаты косвенных налогов.

Предполагается, что продолжающаяся кампания по легализации имущества была инициирована для граждан Казахстана для легализации их иностранных капиталов, и возможности избежание наказания за неуплату налогов в прошлом, и чтобы избежать уголовное преследования по вопросу законности происхождения их средств.

Данное письмо направлено для целей информирования наших клиентов и заинтересованных сторон об изменениях законодательства, которые могут представлять интерес. Все вышесказанное не является юридическими услугами или юридическим заключением, и не должно быть истолковано, как руководство или инструкции к совершению каких-либо действий без надлежащего юридического сопровождения и заключения. Данное письмо является интеллектуальной собственностью Michael Wilson & Partners, Limited и не может быть использовано, скопировано или процитировано – полностью и частично – без предварительного письменного согласия Michael Wilson & Partners, Limited. Мы надеемся, что данный обзор был Вам полезен. Для дополнительной информации, можно связаться с нами по следующим реквизитам: +7 727 2584890 или Asset.Kussaiyn@mwp.kz или lao@mwp.kz.
X
Ваш запрос успешно отправлен
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.